1.03. Дорожная карта изучения
С чего начать? В каждом томе мы выделим дорожную карту, и начнём с большой. Согласитесь, менеджерам, смежникам, маркетологам не так важно, как работает код - но им может быть интересно, как всё устроено!
Важно понимать, что нельзя сразу бросаться в технологию. Кто-то много лет учится в университетах, чтобы изучить работу компьютера на низком уровне, а кто-то просто посмотрел видеокурсы по Python на YouTube, а потом они оба устраиваются на одинаковые должности, но первый имеет хороший багаж знаний, а второй лишь поверхностные фичи.
Если хотите добиться успеха, вам нужен профессионализм.
Поэтому мы разделим на несколько условных направлений:
- Общее направление. Оно нужно для всех, включая менеджеров, администраторов, аналитиков, тестировщиков, разработчиков, так как включает следующее:
- базовые знания об отрасли и обзор сферы;
- история развития;
- работа компьютера и его компонентов;
- информация, понятие и типы данных;
- базовые операции с данными, чтение/запись, ввод/вывод;
- разбор ключевых программ для новичков и продвинутых;
- советы для новичков и продвинутых;
- работа с текстовыми, графическими, аудио/видео файлами;
- основы компьютерных игр;
- программа - понятие и основы работы;
- исполняемые файлы и архивация, конфигурация;
- поиск информации, технологии, поисковики и нейросети;
- коммуникация - чаты, встречи, звонки, почта;
- основы фронтенда и бэкенда;
- обзор языков в IT;
- интерфейс, UX/UI;
- особенности карьеры в IT, разбор мифов;
- удаленная работа;
- маркетинг и распространение;
- корпоративный софт - государство, бизнес;
- английский язык в IT.
-
Система и сеть. После того, как мы разберемся в отрасли и компьютере, пора углубиться, и здесь самое важное будет в изучении сети, веб-приложений и интеграции. Аналитики, менеджеры, тестировщики, дизайнеры могут не углубляться в главы, посвященные терминалу и системному администрированию, однако всё остальное является важным и для вас. Администраторам, DevOps, безопасникам и разработчикам лучше изучить всё. Здесь изучается следующее:
- операционная система - понятие, виды, особенности;
- платформы - понятие, виды, а также виртуализация;
- сеть и интернет, разбор сетевых технологий;
- основы работы сайтов и веб-приложений;
- терминал (консоль, командная строка);
- системное администрирование;
- техническая поддержка;
- основы информационной безопасности;
- интеграции и API.
-
Данные и разметка. Это очень важный раздел, посвящённый данным. Он нужен всем, и особенно разработчикам и аналитикам. Здесь мы изучим следующее:
- продвинутые операции с данными;
- структуры данных;
- мыслительная база, включающая основы логики, чисел, вероятности и статистики;
- конфигурации, XML, JSON и прочее;
- основы баз данных и СУБД;
- NoSQL;
- SQL;
- HTML;
- CSS;
- основы аналитики данных.
-
Код и разработка. Можно сказать, что программирование в целом очень тесно связано, независимо от языка, поэтому сначала нужно понять, как вообще работать с кодом. Глава по сути нужна имено разработчикам. Здесь изучается следующее:
- алгоритмы, регулярные выражения;
- код, операторы, функции, уровни языка;
- выполнение кода на низком уровне;
- проект и фреймворки;
- асинхронность, процессы и потоки;
- архитектура выполнения, оптимизация, производительность;
- объектно-ориентированное программирование;
- зависимости и управление ими;
- ORM и работа с данными;
- разработка десктопных приложений;
- разработка мобильных приложений;
- основы работы с Git;
- разработка и отладка.
-
Языки. Учитывая, что разметка и базы данных нами уже будет изучена, остаются лишь языки программирования. Это полный разбор:
- JavaScript;
- Java;
- Groovy;
- Kotlin;
- C++;
- C#;
- Python;
- PHP;
- Go;
- Ruby;
- Rust;
- Swift;
- F#, C и прочих языков.
-
Проект. Не всем нужен код, но всем нужно разбираться в проекте. Аналитикам, менеджерам, тестировщикам, разработчикам и вообще всем, кто задействован в проекте, придётся работать в команде. Поэтому здесь будет изучено следующее:
- методология и жизненный цикл ПО;
- базы знаний, задачники (таск-менеджеры);
- документация и нормативка;
- основы бизнеса;
- интеллектуальные права;
- аналитика, системный анализ;
- тестирование и инструменты;
- культура кода, соглашения;
- легаси-код;
- проектирование и архитектура;
- паттерны, принципы и подходы проектирования;
- проектирование баз данных.
-
Инфраструктура и безопасность. Как можно понять, основы сетей, архитектуры и безопасности, которые нужны всем, изучены в начале, а теперь уже происходит полное погружение в эту часть. Здесь изучается следующее:
- облачные технологии и файлообменники;
- Low-code/No-code;
- забота о коде, продвинутая работа с Git;
- защита данных, резервное копирование;
- DevOps, CI/CD;
- микросервисы;
- интеграция, коммуникация, брокеры сообщений;
- контейнеризация и оркестрация, Docker, Kubernetes;
- информационная и кибербезопасность.
-
Всё остальное. Это я объединил в томе «Спин-офф». Это то, что не пригодится всем, но может быть интересным для многих. Сюда включены:
- великие люди в IT и их достижения;
- токсичность, выгорание, усталость;
- игровая индустрия;
- разработка игр;
- блокчейн, криптография, NFT;
- ИИ и нейросети.